Открытие частной школы. Бизнес на обучении.

(Last Updated On: 09.03.2021)

Государство лишает их льгот. Бюрократы мучают проверками. Крупные инвесторы обходят стороной. Несмотря на это, частных общеобразовательных школ не становится меньше.

Дети без комплексов.

В начале 1990-х годов молодой физик, старший научный сотрудник Виктор Голубков занимался серьезными исследованиями в лабораториях МГУ. Зарплата по тем временам у ученых еще была приличная, и ничто не предвещало скорого расставания с любимой наукой. Однако в душе уже назревало решение кардинально сменить сферу деятельности.

– По роду своей работы мне и моим коллегам часто приходилось принимать экзамены у абитуриентов, – рассказывает Виктор Голубков, ныне учредитель и директор частной школы «Фристайл». – Мы видели, что общеобразовательная школа дает ученикам только знания. Формирование же свободной личности «без комплексов» в этой системе хромало из-за авторитаризма учителей.

В дискуссиях с коллегами родилась мысль создать новую школу, в которой ученики будут чувствовать себя на равных с преподавателями. С этой идеей и своими педагогическими наработками Голубков начал поход по инстанциям. Поддержки, естественно, никто не оказал. Тогда он решил начать с малого и организовал в обычном детском саду группу для «отказников». Так называли детей, которые категорически отказывались посещать детский сад.

– Формально это выглядело как оказание дополнительных услуг в дошкольном учреждении, – говорит Виктор Голубков.– Спецгруппой руководил «усатый нянь» – воспитатель, который занимался с детьми по нашим собственным методикам, существенно отличавшимся от традиционных. Поэтому она очень быстро стала популярной среди родителей. А через четыре года мы создали школу «Фристайл».

Как-то новую школу посетил проверяющий из департамента образования. Едва он перешагнул порог, как его со всех сторон облепили дети и стали допытываться: кто таков? что нужно? Такая непосредственность ошарашила чиновника. Еще больше он поразился, когда увидел, что учитель проводит урок, сидя вместе с учениками на ковре. «Думаю, вам вряд ли дадут лицензию, слишком у вас все нестандартно», – сказал ревизор.

Однако лицензию школе все же дали: слишком очевидны были успехи новой методики. В этом году «Фристайл» отметит свое десятилетие.

А бизнес ли это?

В основном негосударственные школы развиваются за счет энтузиазма учредителей и собранных ими педагогических коллективов. Свои школы обычно создают педагоги-новаторы, которым стало тесно в рамках государственных общеобразовательных программ.

А вот сторонние инвесторы не рассматривают рынок частных образовательных услуг как доходный и обходят его своим вниманием. Почему?

Согласно закону РФ «Об образовании», частные школы – это некоммерческие организации. Все заработанные деньги они должны направлять на определенные уставом цели. А прибыль может быть получена владельцами только в виде начисленной им зарплаты. Накапливать средства на счетах школ директора не имеют права – возникнут проблемы с налоговыми органами.

– В этой связи мы настоятельно рекомендуем руководителям всех частных школ обнулять балансы не только к окончанию каждого квартала, но даже каждого месяца, – говорит президент Ассоциации негосударственных образовательных организаций России, учредитель лицея «Столичный» Александр Вильсон.

Инвесторов отпугивает и то, что даже в столице, где немало состоятельных семей, прибыль в наиболее массовом, среднеценовом сегменте школ невелика – $3,5-7 тыс. При этом большую ее часть владельцы вынуждены вкладывать в организацию учебного процесса, разработку или покупку новых учебных программ, оплату работы внештатных педагогов и просто тратить на покрытие непредвиденных расходов.

Доход частных школ формируется за счет вступительных платежей (3-7% всех поступлений), ежемесячной платы за обучение (70% поступлений), а также за счет привлечения грантов и нерегулярной помощи спонсоров (15-20% поступлений). Кроме того, школы зарабатывают на проведении дополнительных платных занятий, но их доля в прибыли школы редко превышает 2-5%.

За что платят родители?

Частные школы отличаются друг от друга количеством учеников в классах, местоположением, материальной базой и величиной платы за обучение.

Первая группа – это недорогие школы, где с родителей учеников берут $300-500 в месяц. Эти школы ориентированы на низший слой среднего класса, зарабатывающий $1-2 тыс. в месяц. Такие заведения хорошо заполняются, пользуются стабильным спросом, но бытовыми условиями – оснащением классов, хорошим питанием – они похвастать не могут. Как правило, они располагаются в переоборудованных детских садах или арендуют часть госшкол.

– Предел выживаемости для частных школ в Москве – $300 в месяц с одного ребенка, – говорит Александр Вильсон. – Еще больше снизить стоимость и соблюсти при этом приемлемое качество образовательных услуг невозможно.

Вторая группа частных школ ориентируется на часть среднего класса с доходом $2-2,5 тыс. в месяц. Это люди, работающие в инофирмах, банках или имеющие собственный бизнес. Они могут себе позволить платить за обучение ребенка $500-800 в месяц. В таких школах обычно сделан отличный ремонт, обустроена прилегающая территория, есть современная спортивная база, компьютерные классы и хорошая столовая.

Третья группа школ рассчитана на очень состоятельных людей. Там берут за обучение одного ребенка $1000-2000 в месяц. Хотя обычно программы обучения в дорогих школах такие же, как в более дешевых. Существенно отличается только материально-техническая база. Престижная школа может иметь собственную обсерваторию и лошадей для обучения детей верховой езде. Кроме того, повышенную цену родители платят за репутацию «элитарной» школы.

Доля элитарных школ в Москве составляет около 8%. При очевидных плюсах у этих школ есть и свои минусы.

– Владельцам дорогих школ приходится «дрожать» над каждым учеником, – отмечает Александр Вильсон. – Ведь если в учебном году из нее уйдет хотя бы пара детей, она сразу потеряет $4 тыс. в месяц.

Относительно новое явление на рынке частного образования – организация собственных общеобразовательных школ при крупных коммерческих и властных структурах. Такие школы уже имеют «Газпром», Управление делами Президента РФ, мэрия Москвы. Недостаток таких образовательных учреждений – закрытость. Это школы исключительно «для своих», и ребенок «со стороны» может попасть туда только по очень большому блату.

Нужна ли аккредитация?

Сегодня из 270 московских лицензированных частных школ только 130 имеют государственную аккредитацию. Это связано с тем, что негосударственное образовательное учреждение (НОУ) может получить аккредитацию только после трех выпусков учащихся и лишь при условии положительной аттестации 50% выпускников. При отсутствии аккредитации частная школа не имеет права выдавать аттестаты государственного образца. Выпускники таких школ должны сдавать экзамены в форме экстерната по всем предметам, записанным в аттестатах, в государственной школе. Некоторые школы в отсутствии аккредитации видят для себя дополнительный плюс. Например, школа «Перспектива» работает без аккредитации уже второй десяток лет и не стремится ее получить.

– Сдача экзаменов нашими выпускниками в государственной школе – это дополнительная объективная проверка полученных у нас знаний, – считает директор «Перспективы» Михаил Кожаринов.

Жесткий прессинг.

До 1 января 2005 года аккредитованные частные школы получали из федерального бюджета по 5500 рублей в квартал на каждого ученика. Для многих заведений это было серьезным подспорьем, приносящим до 20% доходов. Однако с начала года негосударственные образовательные учреждения лишили этих денег. Государство объявило, что образование для него больше не является приоритетной областью. Предполагалось, что теперь «частникам» будут доплачивать местные органы власти. Но денег на реализацию программы поддержки им на это не выделили. Поэтому теперь частные школы не получают от государства ни копейки.

Более существенным ударом по бюджетам частных образовательных учреждений стала отмена льготной арендной ставки за оплату помещений. Это привело к росту арендной платы на 30-40%. Некоторые заранее подготовились к этому, повысив стоимость обучения. Однако на сколько именно повысятся расходы на аренду, угадали не все. Тот, кто промахнулся, пожинает горькие плоды. Уже есть случаи закрытия некоторых частных учреждений или продажи их другим собственникам.

– На горизонте маячит новая угроза, – жалуется директор школы «Феникс-ВБ» Людмила Есина. – С января будущего года у частных школ планируют отобрать льготы на уплату налога с имущества.

Это еще не все. Детские сады, где располагается много частных школ, сегодня вновь потребовались городу. Демографическая ситуация в столице стала улучшаться, и детские сады, пустовавшие в 1990-е годы и отданные в аренду различным НОУ, стали вновь востребованы. От этого выиграли только школы, сумевшие получить здания в собственность. Но таких единицы. А остальным приходится искать новые помещения. Найти их непросто. Поэтому владельцам частных школ, видимо, придется придумывать оригинальные способы выхода из сложной ситуации. Например, в свое время руководство «Перспективы» купило плавучую пристань. На ней выстроили модульные помещения, и теперь в столице есть частная школа «на воде».

Бесконечная борьба с трудностями тормозит рост количества негосударственных образовательных учреждений.

– Среднестатистический директор частной школы – это замотанный человек, занятый составлением бесконечных отчетов и справок по запросам СЭС, пожарных, налоговиков, РОНО и так далее, – отмечает исполнительный директор образовательного бюро «Солинг» Илья Савчук. – При этом ему еще нужны силы, чтобы руководить школой.

Но все же, несмотря на сложные условия, прогресс есть. На начало прошлого учебного года в Москве работало 270 частных общеобразовательных учреждений. Это 10% всех столичных школ. При этом многие школы постепенно укрупняются, расширяя учебные площади. Поэтому количество обучающихся в них детей ежегодно растет. Сегодня их уже больше 20 тыс.

«Воспитайте сына бизнесменом!».

Три года назад к директору школы «Перспектива» пришел бизнесмен и поинтересовался: «Можно ли научить моего сына предпринимательской хватке?». После этого в школе всерьез занялись освоением соответствующих программ и методик, позволяющих воспитывать в детях коммуникабельность, лидерские качества и деловую активность.

Подобный гибкий подход к запросам родителей – одно из основных преимуществ частных школ. В отличие от государственных, они могут выходить за рамки стандартных учебных программ, увеличивая количество часов на те предметы, которые соответствуют интересам конкретных детей и их родителей.

Как правило, все хотят, чтобы ребенок знал несколько иностранных языков. Поэтому вопросы языковой подготовки приоритетны. Один-два языка изучаются обязательно, а третий и четвертый – факультативно. В каждой четвертой частной школе Москвы детей готовят к сдаче экзаменов по иностранному языку с получением международного сертификата.

А для многих родителей самым важным является перспектива поступления их чад в какой-то конкретный вуз.

– Поэтому практически все успешные частные школы сориентированы на конкретные престижные университеты, – говорит Александр Вильсон. – Они работают по принципу: что нужно выпускнику? Исходя из его намерений, уже в 9-10-м классе ему подбирают специальную программу подготовки к поступлению.

Чтобы привлекать учеников, частные школы должны иметь свои авторские программы углубленного изучения определенных предметов. Хотя, с другой стороны, им нельзя забывать о реализации базового учебного плана, принятого в государственной общеобразовательной школе.

По мнению руководителей частных школ, родители еще не осознали всех возможностей, которые могут дать их детям негосударственные образовательные учреждения. При устройстве ребенка в такую школу они чаще всего интересуются бытовыми условиями и высказывают пожелание, чтобы их чадо получило качественное стандартное образование. Но частная школа может намного больше. Ее квалифицированные педагоги могут сделать из «трудного» ребенка успешного ученика и привить ему те важные навыки, которые нельзя получить в государственной школе.

Формат: «школа под боком».

Сегодня рынок частного школьного образования в Москве и прилегающей области достиг некоторого равновесия. За последние четыре года количество школ не увеличилось и не уменьшилось. По мнению экспертов, дальнейшее развитие рынка будет зависеть от степени давления государства на НОУ и роста благосостояния родителей.

Перспективным направлением эксперты считают организацию частных школ в коттеджных поселках Подмосковья. Для людей, переселяющихся туда на жительство, большой проблемой является вопрос, куда устраивать детей на учебу. Поэтому потенциальные покупатели коттеджей очень интересуются инфраструктурой поселка, и в первую очередь тем, предусмотрена ли организация школы. Зная об этом, девелоперы все чаще включают школы в генеральные планы строительства. По данным корпорации МИАН, школу под боком обычно хотят иметь покупатели домов эконом-класса (70%). Из потенциальных новоселов коттеджей бизнес-класса такую потребность имеют лишь 25% опрошенных. А покупатели элитных домов готовы возить своих детей в престижные школы Москвы и в другие поселки Подмосковья. Только 5% из них хотели бы, чтобы школа была рядом.

СТРУКТУРА СТОЛИЧНОГО РЫНКА

  • Школы классического типа – 45%.
  • Школы с углубленным изучением отдельных предметов – 35%.
  • Школы, специализирующиеся на подготовке к поступлению в конкретные вузы – 20%.

ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ МОСКВЫ И ОБЛАСТИ

Объем рынка

  • 2003 год – $420 млн.
  • 2004 год – $450 млн.
  • Прогноз на 2010 год – $575-600 млн.

Темпы роста

  • В среднем 7-12% в год.

Насыщенность рынка

  • В Москве и Подмосковье работает около 270 частных школ.

Среднемесячная прибыль

  • Классические и специализированные школы – $3,5-7 тыс.
  • Элитарные школы – $7-12 тыс.

Идеальная школа*

  • Площадь благоустроенной территории – от 3000 кв. м .
  • Общая площадь помещений – 1500- 2500 кв. м .
  • Местоположение – вблизи престижных жилых кварталов, c хорошими подъездными путями и большой автостоянкой.
  • Время работы на рынке – не менее пяти лет.
  • Минимальная арендная плата; наличие лицензии, аттестации и государственной аккредитации; квалифицированный персонал; углубленная программа по нескольким дисциплинам; наличие современного компьютерного класса; налаженные связи с вузами.
  • Так же для организации открытия частной потребуется Регистрация И.П.