Спрос на автомобили неуклонно растет, а вместе с ним и число желающих научиться вождению. Ежегодно в городе появляются новые автошколы, но дефицита в курсантах, несмотря на усиление конкуренции, ни одна из них не испытывает.
Большинство автошкол как одна похожи друг на друга. Однако уже открываются и специализированные учреждения — например, женская автошкола, куда дополнительно включены занятия по психологии, VIP-школы, где клиентов будут учить вождению на дорогих иностранных автомобилях и пр..
Еще один перспективный сегмент— курсы по повышению квалификации водителей. Спрос на эти услуги также растет, поскольку люди стали приобретать дорогие спортивные автомобили, к тому же у горожан появляются свободные деньги на обучение.
Подбор помещения под автошколу.
Автошкола обязана получить в Министерстве образования Свердловской области лицензию на ведение образовательной деятельности. В лицензионных правилах четко прописаны требования к учебному кабинету, его техническому оснащению, квалификации преподавательского состава. Директора автошкол называют этот этап наиболее сложным и долгим. По разным оценкам, он занимает от четырех до двенадцати месяцев.
Помещение автошколы необходимо согласовать в пожарной инспекции (10 тыс. руб.) и в СЭС (6 тыс. руб.). Его площадь зависит от предполагаемого количества курсантов в группе (в соответствии с нормами их может быть от 15 до 30 человек). На каждого должно приходиться 2,5 кв. м. Основная часть автокурсов располагается в учебных заведениях — школах, училищах, институтах.
И этот вариант является оптимальным: стоимость аренды ниже, покупать учебную мебель не надо. Кабинет в школе обойдется в 10-20 тыс. руб. в месяц. Обычный его размер — 50 кв. м.
По нормам СЭС в таком помещении может учиться 20 человек, но на самом деле число курсантов часто доходит до 30. «Подобную практику в последнее время стала пресекать ГИБДД — во время экзамена смотрят приложение к лицензии, в котором прописано, какое количество курсантов может учить автошкола».
Найти свободные классы сложно — во многих учебных заведениях уже есть автошколы. Подобрать подходящее помещение в офисном здании проще, но аренда 50 кв. м будет съедать 25-50 тыс. руб. в месяц.
Сразу надо выбирать место в соответствии со стратегией развития. Если школа не собирается открывать филиалы, то оптимально расположить ее в центре города, если планирует развивать — то лучше их раскидать по разным районам.
При выборе помещения стоит учесть, что лицензия, в которой указывается адрес, выдается на пять лет, а договор аренды, как правило, заключают на год. Следует заранее прописать в документе, что собственник не против ежегодно продлевать
Комплектация кабинетов автошколы.
Автошколе, если она не находится в училище или вузе, потребуются парты (1,2 тыс. руб. за штуку), стулья (по 600 руб.) и учебная доска (6 тыс. руб.). Оснастить класс на 30 человек стоит около 60 тыс. руб.
Необходимое автошколе оборудование перечислено в «Программе по обучению водителей транспортных средств категории В», которую можно получить в Министерстве образования Свердловской области.
Например, в каждой школе должен быть двигатель с навесным оборудованием, задний мост в сборе с тормозными механизмами, коробка передач и другие составляющие машины. Многие из них — в разрезе. Кстати можно купить старенький автомобиль (лучше ВАЗ девятого семейства) за 15-20 тыс. руб. и снять с него запчасти — коробку передач, двигатель, подвеску, руль, панель приборов и др. В результате комплект оборудования обойдется в 40 тыс. руб.
Также потребуется несколько комплектов наглядных пособий: за комплект придется отдать 6 тыс. руб.
Подбор сотрудников в автошколу.
Автошколе, которая набирает группу из 30 человек каждые два месяца (срок обучения — три месяца), требуется один преподаватель теории и три инструктора по вождению (по десять-двенадцать курсантов на каждого).
У преподавателя обязательно должно быть среднее либо высшее техническое образование. Искать сотрудника проще среди педагогов Автомобильного колледжа, многие из них соглашаются подработать. Также сотрудников часто находят по знакомству: В среднем педагог получает по 10-11 тыс. руб. за каждую группу (206 академических часов).
Найти хорошего инструктора по вождению существенно сложнее. Даже рекомендация с прежнего места работы не дает стопроцентной гарантии. Лучше не брать готовых специалистов, а учить их самостоятельно. Хорошо, если инструктор старше 30 лет. Он должен доходчиво объяснять, обладать устойчивой психикой и умением найти подход к каждому курсанту.
Будущий инструктор обязан пройти двухнедельное обучение в Учебно-курсовом комбинате или в СТК № 3 и получить свидетельство мастера (3 тыс. руб). Сотруднику, который дает уроки на собственном авто, платят 4 тыс. руб. за каждого курсанта (32 академических часа), если машина принадлежит школе — 1,7 тыс. руб. плюс около 900 руб. на бензин (из расчета 50 л на ученика).
В штат автошколы лучше принять механика, отвечающего за выпуск автомобилей на линию. Эти обязанности можно возложить на одного из водителей — ему необходимо прослушать курсы по подготовке механиков стоимостью 5 тыс. руб. Зарплата (для школы с тремя машинами) — 3 тыс. руб. У директора должен быть документ об окончании курсов по охране труда (3 тыс. руб.).
Наконец, автошколе необходим администратор. Обычно он 4-6 часов находится на рабочем месте, а остальное время отвечает на звонки по сотовому телефону, номер которого публикуется в рекламных объявлениях. Средняя зарплата — 7-10 тыс. руб.
Подбор автомобилей в автошколу.
К вопросу покупки машин автошколы подходят по-разному. Кто-то считает, что выгоднее брать на работу инструкторов с личным авто, так как если машина не своя, ее не будут беречь. Кроме того на чужом авто вовремя не проходят сервисное обслуживание, экономят на запчастях, машина очень скоро приходит в негодность. Нужно будет платить за стоянку, следить, чтобы авто использовали только по назначению.
Другие, напротив, полагают, что, когда автомобили не принадлежат автошколе, повышается риск неожиданного увольнения инструктора, получившего более выгодное предложение: удержать его нечем, быстро заменить — сложно. Кроме того инструктор всегда слишком бережет личную машину: старается сократить количество учебных часов, тратит больше времени на теоретические объяснения. Слушатели подобное отношение отмечают сразу и остаются недовольны.
Для обучения вождению группы из 30 человек достаточно трех машин. Одна из них, рекомендуют специалисты, должна быть с задним приводом: по статистике, на таких авто желают учиться около 20% клиентов. Цена нового ВАЗ-2105 — 140 тыс. руб.
Остальные машины лучше покупать иностранного производства, считают директора автошкол: при сопоставимых ценах качество существенно выше, импортные авто позволяют привлечь дополнительных клиентов. Идеальными для автокурсов по соотношению цена — качество эксперты называют Daewoo Matiz (190 тыс. руб.) — он экономичен, компактен и очень нравится женщинам-курсантам, Daewoo Nexia (от 245 тыс. руб.) — из-за низкой стоимости запчастей, Renault Logan (от 270 тыс. руб.). Расходы на обслуживание машин — 1,5-2 тыс. руб. в месяц на каждую.
Переоборудовать автомобиль в учебный в лицензированных мастерских стоит 10 тыс. руб. Затем необходимо получить свидетельство в ГИБДД о переоборудовании машины и заново поставить ее на учет с отметкой «Учебный автомобиль».
Покупая машину, обратите внимание на условия гарантии производителя: некоторые из них лишают учебные автомобили гарантийного обслуживания. Однако дилеры иностранных марок, напротив, сами выходят на автошколы с предложением купить авто с сохранением всех гарантийных обязательств».
Десять часов практических занятий по вождению должны пройти на автодроме. Как правило, за использование автодрома курсанты платят сами (150 руб. в час). В Екатеринбурге есть три автодрома, на которых сдают экзамены в ГИБДД, общее число площадок для обучения вождению эксперты оценить не берутся. Автошколы подписывают с владельцем автодрома соглашение, в котором оговариваются стоимость и часы занятий.
Окупаемость инвестиций в автошколу.
Наиболее эффективный способ рекламы для новой автошколы — объявления на остановках, столбах и в общественном транспорте, уверены эксперты. На это потребуется 7-8 тыс. руб. в месяц. Около школы, где проходят занятия, стоит установить один-три штендера (2,5 тыс. руб. за штуку плюс 600 руб. в месяц человеку, который будет его выносить). Кроме того потенциальные клиенты, выбирая школу, часто ищут координаты в печатных СМИ.
Рекламировать автошколу можно, только получив лицензию. На набор группы потребуется около месяца. Автошкола с тремя машинами может набирать вторую группу курсантов через два месяца после первой.
Эксперты говорят, что школа приносит прибыль, даже если группа укомплектована не полностью и курсы посещает 20 человек.
Стоимость курсов по городу колеблется от 12 до 16 тыс. руб. Но, как говорят эксперты, при цене в 12 тыс. руб. в ходе обучения собираются дополнительные платежи (к примеру, за бензин, который не включается в стоимость). Окупаться автошкола будет от года до двух. По словам участников рынка, через два года после начала работы поток курсантов станет постоянным.
Автошкола: направления развития бизнеса.
Когда первая автошкола начнет приносить стабильный доход, участники рынка рекомендуют развивать сеть, открывая курсы в разных районах города. Часть школ кроме филиалов строят и собственные автодромы. Делать это лучше, если в автошколе работает семь-десять машин, чтобы загрузить площадку. Стоимость подобного проекта — около 1,2 млн руб. При цене аренды автодрома 150 руб. в час автошкола с десятью машинами окупит вложения за 1,5-2 года.
Как открыть автошколу.
В нашей стране продолжают открываться новые автошколы. Например, в Москве их уже больше 400, тогда как в середине 80-х здесь таковых было всего 15. В России насчитывается приблизительно 3700 зарегистрированных учебных заведений, специализирующихся на подготовке водителей разных категорий.
Как же приступить к созданию автошколы? В первую очередь, нужно найти помещение для учебного класса и открытую площадку для получения практики.
С площадкой все довольно-таки несложно : самый надежный путь – правда, самый дорогой – взять в аренду или же поискать субарендодателя. Кстати, на одной и той же площадке, как правило, проводят занятия несколько автошкол, поэтому есть шанс сэкономить. Если, конечно, хозяева других автошкол не станут вставлять палки в колеса новым конкурентам. В зависимости от расположения, в Москве такая тренировочная площадка обойдется от 30 до 300 долларов в месяц.
Для того чтобы получить лицензии на открытие автошколы, необходимо иметь:
- Договор об аренде помещения, зарегистрированный в Москомимуществе;
- Договор аренды площадки для получения учениками базовых навыков вождения;
- Наличие оборудованного в соответствии с правилами учебного класса;
- Укомплектованный персонал(медработник, осматривающий инструкторов перед выездом, инструкторы с соответствующими разрешениями и преподаватели).
Наиболее простым способом является создание автошколы-экстерната. Тут не нужны ни лицензии, ни специально оборудованный класс. Все оснащение – забота организаторов. Арендуется помещение, где вычитывают минимальную программу лекций, и находятся инструкторы, готовые проводить практические занятия с абитуриентами недалеко от их места проживания. Эта схема является наиболее заманчивой с точки зрения организации, но качество такого обучения не всегда высокое.
После окончания курсов студенту не выдаются документы и он сдавать экзамены в ГИБДД экстерном. Сейчас довольно много автошкол, работающих по такому принципу, однако подходят они далеко не всем. В большей степени такие школы рассчитаны на людей, которые сами способны заниматься обучением и систематизировать знания, а также понимают, каким моментам нужно уделить больше внимания, а каким не стоит.
Особняком стоит вопрос аренды помещения, обсуждавшийся много раз. Отметим, что наибольшее количество слушателей одной учебной группы устанавливается исходя из расчета 2 кв. м на человека. Для того, чтобы не последовали придирки со стороны проверяющих организаций, лучше соблюдать это правило (также их будет интересовать наличие санитарных книжек у преподавателей и количество света на одного ученика).
Внушительных инвестиций потребует полноценное оборудование , а львиная доля бюджета уйдет на покупку учебных пособий. Тут потребуются все основные агрегаты и системы автомобиля (отдельные – в разрезе), плакаты об устройстве автомобиля, с правилами дорожного движения и оказания первой медицинской помощи. Естественно, потребуются манекены, с помощью которых будут осваиваться навыки оказания помощи.
Множество фирм необходимые наборы пособий предлагает за 3000-4000 долларов. Получить оценку качествапредлагаемых пособий определенного поставщика нетрудно, ведь значительная часть их сотрудничает с ассоциациями автошкол. О том, где лучше всего брать пособия, можно узнать в таких учреждениях.
Большинство частных автошкол приглашает к сотрудничеству инструкторов с собственными оборудованными авто, что, в принципе, является наиболее простым вариантом. Несмотря на уменьшение дохода, эта схема избавляет лишней головной боли, связанной как с бухгалтерской отчетностью, так и с проблемой содержания автомобилей в «боевой готовности».
При наличии у автошколы своего парка машин, в штате необходима должность медработника (если автомобили наемные, то врач необходим только в момент выезда) и механика, проверяющего состояние техники. Еще машины нужно обслуживать, хранить. Словом, преимущество переложения на инструкторов всех этих забот очевидно. Единственное «но» – всем инструкторам необходимо быть частными предпринимателями, с которыми подписывается договор на предоставление услуг. Естественно, все автомобили должны иметь необходимое оборудование.
Большинству учащихся не хватает минимального курса вождение, длительность которого – 32 академических часа. Так что часто они договариваются о дополнительных часах, в итоге имея от 40 до 50 часов опыта практического вождения.
Основным источником дохода автошколы является плата студентов за обучение. Стоимость курса вождение от 1500 до 2500 рублей при размере группы 20-30 человек. За обучение с инструктором, использующего собственный автомобиль, обычно приходится выложить более приличную суму.
Автошкола может проводить все деньги через себя, выдавая инструктору неплохую зарплату, или же вам самим придется договариваться о количестве и цене занятий. Во втором случае цена во многом зависит от типа и состояния автомобиля, а инструкторы платят автошколе комиссионные.
Школе, работающей в рамках одного района, есть смысл подумать о рекламе. Наиболее правильным ходом, наверное, является расклейка объявлений и рассылка почтовых листовок.
За словами экспертов, в будущем большинство автошкол станут совсем небольшими и будут работать в каждом районе города. А из-за довольно большой конкуренции уже сейчас приходится изобретать новые приманки для клиентов, делать все ходы с умом и мыслить все более глобально.