Конечной целью любого проекта по автоматизации какой-либо деятельности, безусловно, является развёртывание решения, оптимально соответствующего потребностям бизнеса и добавляющее ему определенную ценность. Но с чего начать и что следует делать, чтобы получить желаемый конечный результата в виде решения, соответствующего требованиям, предъявляемым со стороны бизнеса и обладающего приемлемым уровнем качества?
Прежде всего, стоит погрузиться в так называемую область проблем, чтобы определить и зафиксировать эти самые бизнес-требования. Для этого советуем в первую очередь обратить внимание на стоящие перед компанией цели и задачи, имеющиеся проблемы и потенциальные возможности, которые компания хотела бы реализовать, а также ИТ-стратегию и план роботизированной автоматизации процессов, если таковые имеются. Без понимания высокоуровневых целей компании есть риск, что конечное решение не будет им соответствовать и окажется не достаточно эффективным или вовсе бесполезным инструментом, от которого компании придётся отказаться.
Вторым шагом должны быть определены требования, предъявляемые конкретными заинтересованными сторонами проекта автоматизации. Каждая из заинтересованных сторон, как правило, имеет свои взгляды и намерения относительно проводимого проекта и, соответственно, видение того, какие возможности должно предоставлять данной конкретной стороне будущее решение.
Степень вовлечения и активного участия в проекте как можно большего числа заинтересованных сторон во многом в последующем определяет успех проекта. Но здесь есть существенная сложность, которая заключается в том, что требования заинтересованных сторон могут быть противоречивыми или даже взаимоисключающими. Именно по этой причине не всегда возможно учесть все запросы и удовлетворить все пожелания заинтересованных сторон, а попытка всё-таки это сделать, как правило, приводит к прямо противоположному результату — существенному превышению установленных сроков проекта (вплоть до его заморозки) и значительному перерасходу ресурсов.
Но даже если удалось установить потребности бизнеса и достичь компромисса в части требований заинтересованных сторон, это вовсе не гарантия того, что конечное решение будет соответствовать ожиданиям. Поэтому третьим важным шагом является корректная трансформация требований заинтересованных сторон в требования к программному решению, на основе которых может осуществляться его выбор или разработка, т. е. переход из области проблем в область решений. Здесь крайне необходимо определить все проектные ограничения, допущения и риски, которые могут иметь место в процессе реализации проекта и влиять на его содержание и результаты.
На финальном шаге необходимо оценить, как действующее решение функционирует по отношению к заявленным целями и задачам проекта и его способность удовлетворить ту бизнес-потребность, ради удовлетворения которой оно и задумывалось.