В России, и во Владивостоке в частности, незаметно выросла целая индустрия компьютерных клубов, обеспечивающая своим владельцам доходность в 100% и более годовых. Сегодня этот рынок продолжает динамично развиваться, и выйти на него не так уж и сложно.
Сегодня Владивосток по количеству компьютерных клубов на душу населения опережает Москву в 2,5 раза. Специалисты объясняют это более низким уровнем компьютеризации в провинциях. Из-за низкой платежеспособности домашними компьютерами владеет меньший процент населения.
Более того, спрос будет расти и дальше, поскольку компьютерная грамотность населения растет заметно быстрее, чем количество компьютеров в домах. К тому появление новых игр, в том числе игр с «многопользовательским режимом» с новой силой подстегнуло коммерческий спрос на подобные заведения.
Крупные компьютерные клубы имеют от 30 до 50 машин, скоростной выход в интернет, бар, VIP-комнаты с кондиционерами. Залы разделены на чисто игровые и интернет-зоны. То есть, это не просто игровые клубы в чистом виде, а электронные кафе.
Но у внешне благополучных электронных кафе масса проблем. Среди них главные: управление себестоимостью, конкуренция с мелкими клубами и работа с контролирующими органами.
Чтобы конкурировать с мелкими клубами и в то же время обеспечивать высокую заполняемость клуба, приходится держать такой же уровень цен (в среднем 15 руб. за час на игровом компьютере), постоянно улучшать качество услуг. Последнее влечет резкое увеличение операционных издержек, которое можно компенсировать только расширением спектра допуслуг.
Интернет и компьютерные игры приносят 60-70% оборота, 20-30% — бар, 5-10% поступает от дополнительных офисных услуг (распечатка, размножение документов, запись на магнитные носители и т.п.).
В результате масса мелких операций и формирует денежный поток. Управлять всем этим потоком сделок сложно. Для крупных клубов с наемным персоналом необходимы дорогие учетные программы. Если же касса неавтоматизирована, воровство администраторов может дойти до 40-50% от выручки.
Работа с контролирующими органами также требует немало затрат. Чтобы удовлетворить все требования Санэпидемнадзора, пожарных, архитекторов и милиции потребуется кругленькая сумма.
Еще один немаловажный и затратный аспект это использование лицензионного программного обеспечения. Именно компьютерные клубы имеют минимальные возможности для сокрытия нарушений в сфере интеллектуальной собственности от правоохранительных органов.
Следующей важнейшей статьей расходов является постоянное обновление стремительно устаревающей как морально, так и физически техники.
Себестоимость одного рабочего места в клубе составляет примерно $1600, а с затратами на ремонт помещения, — и все $2000. При этом норма месячной выручки в большинстве крупных клубов с одного компьютера составляет не более $100-150.
На практике первоначальные вложения возвращаются собственникам очень нескоро. Уверенно чувствуют себя лишь те клубы, которые являются частью более крупного бизнеса.
В отличие от крупных компьютерных клубов, мелкие — открываются с минимумом затрат, зато выручки — максимум. Большинство из них представляют собой полулегальные заведения.
Расходных статей всего две: содержание помещения и обслуживание техники, все обычно укладывается в $200-400. Зато месячная норма выручки одного игрового места достигает $200, поскольку с заполняемостью проблем, как правило, нет.
Выводы:
Большие клубы стараются обеспечить максимальную цивилизованность бизнеса. Высокий уровень сервиса и широкий спектр услуг наряду с доступными ценами укрепляют их позиции в долгосрочном плане.
Тем временем, максимально эффективно на этом рынке еще долго будут работать именно небольшие полулегальные заведения.
Высокая рентабельность, полученная за счет минимализации расходов и качества услуг дают им хороший запас прочности на несколько ближайших лет. Но их главный недостаток — отсутствие долгосрочных перспектив.
Как бы там не было, но риск «наезда» контролирующих органов есть всегда. Поэтому вкладывать прибыль в развитие нелегального клуба абсолютно нецелесообразно.