Анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

(Last Updated On: )

Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детального рассмотрения учета целого ряда факторов, среди которых:

  • номенклатура выпускаемой продукции;
  • объемы производства и цены на продукцию;
  • ретроспективные темпы роста предприятия;
  • спрос на продукцию;
  • темпы инфляции;
  • имеющиеся производственные мощности;
  • перспективы и возможные последствия капитальных вложений;
  • общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;
  • ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня кон­венции;
  • доля оцениваемого предприятия на рынке;
  • долгосрочные темпы роста в послепрогнозный период;
  • планы менеджеров данного предприятия.

Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основан­ие на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представляются неточными.

Внутри любой отрасли по меньшей мере несколько предприятий борют­ся за свою долю рынка. И здесь возможны разные варианты. Можно увели­чить свою долю на уменьшающемся рынке за счет неудачливых конкурен­тов, а можно и, наоборот, потерять свою долю на растущем рынке. В связи с этим важно точно оценить размер и границы рыночного сегмента, на кото­ром собирается работать предприятие. Можно сослаться на такой пример из недавней практики известной консалтинговой фирмы «CaranaCorporation». Российское предприятие, производящее моторы для пылесосов, действует на рынке производителей отечественных пылесосов. Предприятие занимает 30% этого рынка.

Спрос на моторы постоянно падает, хотя общее число клиентов не уменьшается. Проблема заключается в том, что в настоящее время на российском рынке отечественные пылесосы не выдерживают конку­ренции с аналогичной продукцией азиатского и европейского произ­водств. Результат — отечественные пылесосы вытесняются с рынка. Циф­ры говорят, что 30% производителей отечественных пылесосов, которые являются клиентами данного предприятия, удерживают лишь 1,5% все­го российского рынка пылесосов. Следовательно, задача оценщика -определить тенденцию изменения доли реального рынка, удерживаемой оцениваемым предприятием с точки зрения спроса и потребностей ко­нечных потребителей.

При этом целесообразно проанализировать сле­дующие факторы:

  • долю рынка, принадлежащую предприятию в данное время;
  • ретроспективную тенденцию изменения этой доли (постоянство, со­кращение или увеличение);
  • бизнес-план предприятия. Особое внимание необходимо обратить на то, каким образом предприятие планирует сохранить или увеличить долю рынка (при помощи снижения цен, дополнительных маркетин­говых издержек или путем повышения качества производимой продук­ции).