Алексей Кузьмичёв родился в России, в городе Кирове, 15 октября 1962 года. Выпускник Московского института стали и сплавов.
В каждой крупной российской финансово-промышленной группе есть публичная фигура, обычно это основной акционер, который общается с властью и прессой, и абсолютно непубличный человек, не дающий интервью. В «Альфе» таким непубличным человеком является Алексей Кузьмичёв. Он отвечает за бизнес группы «А1» — крупнейшего российского рейдера как по числу, так и по сумме сделок.
Некогда грозная фирма «Альфа-эко» уже сменила название на более респектабельное «А1 групп», но по-прежнему кресло председателя совета директоров компании занимает Алексей Кузьмичёв.
Алексей Кузьмичёв отвечает за стратегическую координацию и развитие собственных и клиентских инвестиционных проектов «А1» на территории России, стран СНГ и других развивающихся рынках.
Господин Кузьмичёв также является Председателем совета директоров компании «Русские Технологии», членом Совета директоров Altimo, а также членом Совета директоров компании Alfa Finance Holdings SA (нефтяные и финансовые активы).
Его демонический образ разбавляется добрыми делами бизнес-ангела. Под руководством Алексея Кузьмичёва венчурный фонд «Русские технологии», специализирующийся на разработках в области нано- и биотехнологий, уже вложил $4 млн. вместе с Intel Capital в компанию «Электроком», разрабатывающую технологию предоставления доступа в интернет через электрическую розетку.
С середины 90-х годов Алексей Кузьмичев как руководитель компании Crown Resources AG курировал в «Альфа-Групп» экспорт сырьевых товаров. Однако в ноябре 2002 года зафрахтованный Crown Resources танкер Prestige затонул у берегов Испании, загадив нефтью сотни километров Атлантического побережья. После этого «Альфа» мгновенно продала Crown.
«Альфа-Эко» начинала бизнес в конце 1980-х годов, вскоре после ковров и компьютеров переключилась на торговлю нефтью, а затем занялась также металлами, углем, алкоголем, сахаром и зерном. Группа специализируется на приобретении проблемных активов и их последующей перепродаже. Как объяснял однажды в прессе логику этого бизнеса один из руководителей группы, она дешево покупает акции компаний, менеджмент которых не желает соблюдать интересы акционеров, а затем менеджеров либо заставляют делиться прибылью, либо вынуждают уйти. Акции в обоих случаях заметно дорожают. Например, доход «Альфы» от перепродажи Ачинского глиноземного комбината в 2000 году составил 680%. На Волгоградском металлургическом заводе «Красный Октябрь» компания заработала в 2001 году 253%. В том же году перепродажа акций и кредиторской задолженности Коршуновского ГОКа обеспечила «Альфа-Эко» доходность в 161%. А рентабельность проекта «Тагмет», завершенного в 2002 году, составила 79%. В 2004-2005 годах холдингу удалось купить пакет акций Sun Interbrew за сумму около $100 млн. и продать спустя полгода за $350 млн., заработав сотни процентов прибыли.
Структура собственности «Альфы».
У «Альфы» три основных владельца — Михаил Фридман, Герман Хан и Алексей Кузьмичев. Сам Фридман ранее признавал, что владеет около 40% группы. До 2004 г. материнской компанией «Альфа-групп» была CTF Holdings (CTFH), которая через цепочку офшоров владела всеми активами группы. В 2004 г. «Альфа» провела реструктуризацию: финансовые активы (основные — Альфа-банк и «Альфастрахование») были выведены в отдельную структуру — ABH Holdings Corp. (ABHH), которая стала второй материнской компанией группы.
Как следует из отчетности по международным стандартам «Альфа-групп» за 2005 г., основным акционерам принадлежат 100% одной из двух материнских компаний группы — CTF Holdings. В другой материнской компании — ABH Holdings Corp. они владеют 77,86%. В большинстве «дочек» CTF Holdings у трех основных владельцев «Альфы» есть младшие партнеры — руководители этих предприятий (порядка 75% — у основных владельцев, а остальные 25% согласно предложенной Фридманом философии везде передаются по опционной программе управляющим бизнесами). Основные владельцы «Альфа-групп» щедры к менеджерам, работающим в их компаниях. Бумаги они получают в качестве стимула для лучшей работы. Правда, как следует из отчетности, распоряжаться долями в компаниях «Альфы» они не свободны — не могут продать эти бумаги на сторону, а в случае смерти или потери трудоспособности миноритарного акционера его доля в обязательном порядке выкупается компанией. В отчетности сказано, что это предусмотрено уставом ABH Holdings, а также соглашениями акционеров главных «дочек» CTF Holdings — Alfa Finance и Alfa Telecom. Цена выкупа рассчитывается исходя из стоимости 110% чистых активов компании в соответствии с последней утвержденной годовой (или, по запросу держателя опциона, на конец предыдущего квартала) консолидированной отчетностью по МСФО.
Владельцы финансового бизнеса «Альфы» известны: их раскрыл в предварительном проспекте эмиссии еврооблигаций Альфа-банк. В нем Фридману принадлежит 36,47%, Хану — 23,27%, Кузьмичеву — 18,12% (это основные акционеры), президенту банка Петру Авену — 13,76%, основателю инвестфонда Pamplona Capital, бывшему топ-менеджеру Альфа-банка Алексу Кнастеру — 4,3%, члену совета директоров Alfa Capital Partners и председателю инвестиционного комитета банка Андрею Косогову — 4,08% (это миноритарии).
А вот кто является партнерами Фридмана, Хана и Кузьмичева в телекоммуникационном бизнесе, не раскрывается. В одном из пресс-релизов, например, «Альфа» отметила, что три «физических лица» являются бенефициарами 22,14% Alfa Finance Holdings SA, владеющей долей в ТНК-ВР и турецком сотовом операторе Turkcell. Аналитики предполагают, что это те же Авен, Косогов и Кнастер с теми же долями, что в ABH Holdings Corp. У Altimo (телекоммуникационное направление) указано пять миноритариев, которым принадлежит 26,31%. По словам аналитиков, это та же троица плюс бывший менеджер «Альфа-Эко» Глеб Фетисов, а также советник правления Альфа-банка Александр Толчинский. Ранее Толчинский был еще совладельцем Alfa Finance Holdings SA и ABH Holdings Corp, но в конце 2006 года продал по 1% этих компаний, а 1% Altimo сохранил.
После слияния «Пятерочки» и «Перекрестка» в объединенной компании Х5 Retail Group Льву Хасису принадлежит 1,8%, Александру Косьяненко — 3,4%, а главе Altimo Алексею Резниковичу — 1%.
Краткое описание:
Источник богатства: нефть, связь, финансы
Место проживания: Москва
Семейное положение: женат, сын
15 октября 1962 — родился в Кирове;
1980–1982 — служил в пограничных войсках в Забайкалье;
1988 — окончил Московский институт стали и сплавов (МИСиС), где познакомился с будущими партнерами по «Альфа-Групп» Михаилом Фридманом (№3) и Германом Ханом (№12);
1988–1992 — работал в кооперативах «Курьер» и «Альфа-фото»;
1989 — участвовал в создании советско-швейцарского СП «Альфа-Эко»;
1995-2002 — руководил входящим в состав «Альфа-Групп» международным нефтетрейдером Crown Resources;
2002 — вернулся в «Альфа-Эко» (с 2006 года переименована в «А1»).
Как прошел год:
Группа «А1», деятельность которой курирует Кузьмичев, помогает Альфа-банку разбираться с «плохими активами». «А1» участвовала в сделке по продаже «Мечелу» металлургических заводов холдинга «Эстар», которые были заложены Альфа-банку по кредитам. В 2009 году банк передал «А1» свой неудачный проект «Амтел» — шинный холдинг находится сейчас в процессе банкротства. Перед «А1» стояла задача сохранить входящие в холдинг Кировский и Воронежский шинные заводы в рабочем состоянии, чтобы потом их продать. В феврале Кузьмичев ездил в родной Киров посмотреть на один из них. Раньше Кузьмичев курировал работу холдинга «Русские технологии», который занимался инновационными проектами группы и был ликвидирован в прошлом году.
Правая рука: Ильдар Каримов
Член совета директоров Альфа-банка.
Ближайший помощник всех партнеров «Альфа-Групп», следит за финансовыми потоками. Пришел в Альфа-банк в 1994 году, был знаком с Петром Авеном по работе в Международном институте прикладного системного анализа (Австрия).