Плюсы: сравнительно небольшой начальный капитал и отсутствие бумажной волокиты.
Что касается уличной торговли, прежде всего, требуется начальный капитал. Деньги нужны на аренду торговой площади, стенды, собственно товар и заработную плату продавцам. При этом количество затрат во многом зависит от предприимчивости начинающего бизнесмена.
Главный вопрос аренды лучше начинать решать еще в марте. Конкурентов меньше, а выбор мест торговли больше. Уличные арендодатели – это собственно владельцы торговых центров, магазинов, рынков. Именно с ними придется договариваться о цене. 58800 от государства на бизнес очки.
В Москве арендная плата колеблется сильно: от 100рублей в день до сумм, которые больше в разы. Удобными считаются места у магазинов «Светлана», «Орбита», «Час Пик», центральный рынок. Сдавать арендодатели могут только непосредственно принадлежащие им площади. У торговых центров, магазинов это, в основном, ступеньки. Рядом – уже земля мэрии, за использование которой полагается штраф.
Собственно о товаре: широкий ассортимент – немаловажное условие успешного бизнеса. Очки для мужчин, женщин, детей различного цвета, дизайна, качества (пластик и стеклопластик). Цены — от 150 до 400 рублей. Накрутка на товар как минимум 100%, зачастую больше.
Все очки китайского производства продаются, как правило, без лицензии и без сертификата качества. В Москву везут в основном из Китая. Соответственно, нет даже смысла говорить о наличии на такой товар лицензий и сертификатов.
Цена вопроса открытия точек продажи очков.
«Живых» денег предприниматели видят немного, большая часть уходит на товар. Принцип такой: чем больше точек продаж, тем больше доход. 2-3 точки приносят в среднем 15 тысяч рублей прибыли в месяц. А «доходных» месяцев всего три: апрель, май, июнь. В марте торговля идет еще плохо, а в июле и августе уже плохо. В целом за полгода предприниматель получает порядка 60 тысяч рублей.
Цена аренды торговых площадей в магазинах на порядок выше уличной. Если начальный капитал небольшой, начинать бизнес лучше с недорогих очков, продавая их с «прилавков». Сейчас много хороших китайских фирм, предлагающих недорогие очки вполне приличного качества. Их цена в магазине от 450 рублей.
«Оптику должны продавать специализированные магазины,– уверена заведующая оптикой ООО «МК-Компани» Людмила ШУБНАЯ. – Очки, продающиеся на улице, зачастую очень низкого качества. Никто не проверяет, откуда они и из какого материала изготовлены. Люди попросту портят зрение».
По ее словам, если открывать полноценный салон оптики, то продавать лучше не только солнечные, но и корригирующие очки. Вот только в большом бизнесе непрофессионалу, т.е. человеку, не знающему всей специфики оптического рынка, делать нечего.
Руководитель магазина должен иметь фармацевтическое или соответствующее техническое образование. Также необходимо получить лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности. Работать в таком салоне могут только профессиональные продавцы-оптики. Но в стране не хватает учебных заведений, «поставляющих» профессионалов для работы в оптических салонах.
Оптика или аптека?
В магазинах оптики «солнцезащитка» составляет лишь порядка 30% от общего товарооборота. Солнечные очки все же сезонный товар, а сезон длится только три месяца. Хотя в последние годы он значительно растянулся — люди ездят отдыхать за границу в течение всего года. Кстати, за рубежом солнцезащитные очки тех же фирм стоят в 3-4 раза дороже.
Много сегодня аптек-оптик, совмещающих продажу очков и медикаментов. Но, по мнению специалистов, чтобы иметь наибольшую прибыль, заниматься лучше исключительно оптикой. К тому же экономически выгоднее открыть один специализированный магазин, чем много мелких точек. Чтобы увеличить прибыль, лучше не просто торговать готовыми очками, а заниматься и их изготовлением.
«Оптика всегда была прибыльным предприятием, – говорит Людмила Шубная. – Во-первых, разница между оптовой и продажной ценой, а за счет этого торговая наценка и валовый доход. Во-вторых, работа по изготовлению очков – чистая прибыль. Ведь линзы и оправа продаются отдельно».
Наиболее распространены очки с рецептурными солнцезащитными и фотохромными линзами. Ассортимент рецептурных солнцезащитных линз сегодня очень широко представлен на рынке. Заказы на их изготовление принимают в большинстве оптических салонов Москвы, а качественные органические красители и современное оборудование позволяют производить такие линзы в широком диапазоне цветовых оттенков и коэффициентов светопропускания.
Не стоит забывать, что очки во многом «имиджевый» товар, и для того, чтобы успешно продать их, нужен соответствующий антураж. Качество и стиль интерьера напрямую связаны с позиционированием салона: в тесный, неуютный магазин со старым прилавком клиент никогда не придет за хорошими, качественными и, соответственно, недешевыми очками.
Оптические салоны: как начать бизнес.
По утверждению владельце салонов оптики, случайных людей в этом бизнесе нет. Новые салоны, как правило, открываются теми, кто уже поработал в этом бизнесе: рыночными предпринимателями, оптовыми поставщиками линз и оправ, продавцами оборудования, консультантами, мастерами и даже врачами-окулистами при оптиках.
Чтобы открыть небольшой оптический салон, достаточно $20-30 тыс. Этой суммы хватит на оплату аренды, ремонт, оформление витрин, закупку товара и оборудования для изготовления очков. Успех же будущего салона, во многом зависит от его месторасположения. Салон, расположенный не удачно буде окупаться годами.
Некоторые проблемы могут возникнуть с подбором персонала. Дело в том, что на рынке существует дефицит квалифицированных мастеров по изготовлению очков. Салоны решают эти проблемы по-разному- кто-то переманивает хороших мастеров из других оптик, кто-то пытается готовить квалифицированный персонал самостоятельно. Врачей- окулистов салоны набирают в поликлиниках или мединститутах. Продавцов-консультантов салоны также обучают на месте.
Одним из вариантов для салона с небольшим количеством заказов — установить сотрудничество с одним из практикующих «свободных мастеров». Такие специалисты берут заказы сразу от нескольких оптик. Естественно, скорость изготовления заказа при этом снижается, зато владельцам оптик не нужно тратиться на дорогостоящее оборудование и беспокоиться о том, что мастера переманит другой салон.
После решения кадровых вопросов можно заняться непосредственно закупкой товара. Ассортимент продукции следует делать с учетом сезонного спроса. В оптическом бизнесе бывает два сезона: повышение спроса на солнцезащитные очки в феврале-марте и открытие сезона оптических очков в августе-сентябре.
Оптические салоны: дальнейшее развитие.
Дальнейшее развитие рынка спрогнозировать пока сложно. Сам по себе рынок планомерно растет и развивается и будет это делать, пока не придумают ничего более серьезного, чем лазерная коррекция зрения, считают некоторые игроки. А на сегодняшний день, пока еще человечество не изобрело более простого и надежного средства коррекции зрения, чем очки.
Единственное, в чем едины все участники в своих оценках, так это в том, что со временем конкуренция на рынке будет ужесточаться. Исходя из этого, солидные игроки предпочитают делать ставку на услуги, в частности, медицинские. Уже сейчас в некоторых салонах клиентам предлагается постоянное медицинское наблюдение — на пациента заводится персональная карточка и он всегда может рассчитывать на бесплатную помощь врача салона. Для салона это очень хорошо, поскольку пациенты привязываются к врачу, а значит, и к салону.
• Объемы рынка: $6-8 млн
• Количество участников (киевский рынок): десяток сетей и более сотни одиночных магазинов
• Рентабельность: 15-20%
• Темпы роста рынка: 20% в год
• Цены на продукцию: от 35-40 грн. до $2-3 тыс.