Длительные поиски привели к созданию первой пищевой добавки на основе люцерны, петрушки и салата. Испытав на себе её действие и получив положительные результаты, Карл Ренборг организовал массовое производство, став в 1934 году основателем компании «California Vitamins Inc». Через некоторое время это название было заменено на «Nutrilite products».
Спустя двадцать пять лет, в 1959 году, два сотрудника «Nutrilite products» решили отделиться и открыть собственное дело. Это были Джей Ван Эндел и Рич Де Вос, а компания, которую они организовали, стала называться «American Way Corporation». По сути, это была первая компания, работавшая по классическому сетевому принципу и продвигавшая на рынке товары для дома и пищевые добавки.
Сетевой маркетинг как бизнес был совершенно новым для Америки, да ещё и напоминал по своей структуре пирамиду, так что американское правительство создало специальную комиссию, в задачи которой входило определить, не является ли новая компания финансовой пирамидой. Ведь финансовые пирамиды были запрещены законом! Однако, правительственная комиссия не нашла ничего криминального в деятельности «American Way Corporation», и с этого момента система продвижения товаров и услуг по принципу многоуровневого маркетинга стала считаться вполне легальным способом зарабатывания денег.
В чём же заключается суть многоуровневого маркетинга? Основная особенность состоит в том, что товар, продвигаемый по такому принципу, невозможно приобрести через обычную торговую сеть. Реализация осуществляется представителями компании, которые называются дистрибьюторами, причём каждая компания имеет эксклюзивное право на определённую продукцию. За свой товарооборот дистрибьюторы получают вознаграждение. Чем больший объём продукции будет реализован, тем выше будет вознаграждение.
Деньги, выплачиваемые дистрибьюторам, заложены в стоимость товаров, так что обычно сетевая продукция не отличается дешевизной. Есть и ещё одна особенность. Чтобы товар продавался, он должен быть востребован и иметь достаточно высокое качество. Сетевой маркетинг это и личное приобретение и использование продвигаемой продукции. Иначе, как можно предлагать товар, не прочувствовав на себе его действие!
Зарабатывание денег на прямых продажах – это не единственная возможность, которую даёт сетевой маркетинг. Ведь один человек вряд ли сможет сделать такой товарооборот, который делает целая команда. Поэтому, вторая возможность – это привлечение других людей, которые тоже будут продвигать товар и приглашать новых дистрибьюторов. Это направление называется построением сети.
Самые большие деньги лежат именно в сети, а не в продажах. Как правило, в команду приглашаются люди из числа знакомых. Тот, кто их пригласил, становится для них спонсором, или наставником. В задачи спонсора входит расказать про сетевой маркетинг, научить человека продавать товар и подписывать новых людей, причём он «ведёт» своего подопечного до тех пор, пока тот сам не научится работать самостоятельно. Однако, если человек пассивен, и у него нет стремления чему-то научиться, то даже самый успешный спонсор будет бессилен что-либо сделать.
За работу своей сети каждый дистрибьютор получает денежное вознаграждение, величина которого зависит от суммарного товарооборота. Размер выплат регулируется маркетинг-планом, который у каждой компании свой. Где-то бизнес-план очень жёсткий, требующий для получения денег от сети обязательных личных закупок в определённом объёме, а где-то более лояльный, предусматривающий выплаты даже тогда, когда человек какое-то время пассивен в бизнесе.
С товарооборота каждого уровня сети выплачивается определённый процент, и, выполняя условия каждой ступени бизнес-плана, дистрибьютор «шагает» по карьерной лестнице, получая очередную квалификацию. Называются они в каждой компании по-своему: серебряные, золотые, бриллиантовые и платиновые директора, звёзды и так далее. Чем больше товарооборот организации, тем выше процент выплат и тем значимее квалификация дистрибьюторов.
Компания старается всячески поощрять тех, кто добивается каких-то успехов, даря подарки от скромных букетов до бесплатных поездок за границу. Казалось бы, что проще: покупай и пробуй товар, предлагай его другим людям, подписывай их в компанию, получай за это деньги и продвигайся вверх по карьерной лестнице. Но почему-то не каждый достигает значительных высот в сетевом маркетинге. Как и в любой другой деятельности здесь нужны определённые качества и черты характера.
Важно уметь общаться и находить контакт не только со своими знакомыми, но и с совершенно чужими людьми, нужно обладать достаточным терпением, чтобы убедить человека, что именно ваш товар самый лучший и без него ну никак не обойтись, важно не опустить руки, когда на ваши восторженные речи о продукции человек отвечает отказом или, ещё лучше, откровенным негодованием.
Да и родные не всегда оказываются на стороне дистрибьютора, считая, что он «занимается всякой ерундой». Поэтому и существенных высот в сетевом маркетинге достигают только самые упёртые, целеустремлённые, не обращающие внимание ни на какие препятствия и возражения.
Сетевой маркетинг в России имеет к себе отношение двоякое. С одной стороны, кажущаяся простой система заработка привлекает людей, нуждающихся в деньгах. Это, как правило, пенсионеры, безработные, женщины в декретном отпуске или просто те, у кого маленькая зарплата.
С другой стороны, не получив быстрого и лёгкого обогащения, основная масса дистрибьюторов покидает сетевые компании с чувством разочарования и убеждённостью, что это всё обман, и добиться успеха в этом деле совершенно нереально. Чтобы не было подобных разочарований, нужно понять, что работа в любой компании сетевого маркетинга – это не способ сорвать лёгких денег, это напряжённый труд, требующий затрат времени и сил, упорства и желания во что бы то ни стало достичь своей цели.
Да и самим компаниям нужно правдиво говорить об этом, не только показывая возможности многоуровневого маркетинга, но и освещая те трудности, которые могут возникнуть на пути начинающего дистрибьютора. Тогда человек, решивший попробовать себя в новом деле, будет реально оценивать свои возможности, и поубавится число случайных людей, которых сегодня большинство в сетевых компаниях.